Ста́сов Василий Петрович (1769-1848), архитектор. Построенные им Павловские казармы (1817-21), Преображенский (1827-29) и Троицкий (1828-35) соборы, Нарвские (1827-34) и Московские (1834-38) триумфальные ворота в Санкт-Петербурге, Провиантские склады в Москве (1821-35) отличаются представительностью, торжественностью архитектурных форм. Развивая идеи и композиционные приёмы русского ампира, Стасов часто обращался к строгим формам дорического ордера.
* * *
СТАСОВ Василий Петрович - СТА́СОВ Василий Петрович [24 июля (4 августа) 1769, Москва - 24 августа (5 сентября) 1848, там же], русский архитектор. Представитель ампира (см. АМПИР).
Путь в архитектуру
Родился в семье небогатого чиновника. Учился в гимназии Московского университета. Рано потеряв отца, вынужден был в 1783 поступить на службу в Московскую управу благочиния «строительным помощником», где, проработав 11 лет, прошел хорошую профессиональную школу (здесь работали многие ученики В. И. Баженова (см. БАЖЕНОВ Василий Иванович) и М. Ф. Казакова (см. КАЗАКОВ Матвей Федорович)).
В 1794 поступил на военную службу в гвардейский Преображенский полк унтер-офицером, однако вскоре вышел в отставку и возвратился в Москву, где был зачислен «коллежским протоколистом» в Соляную контору - на должность, позволившую ему заниматься архитектурой. Оформив коронационные торжества (1801) обратил на себя внимание императора Александра I (см. АЛЕКСАНДР I Павлович). Наградой ему была пенсионерская заграничная командировка. В 1802-08 изучал архитектуру во Франции и Италии, получил звание профессора Академии св. Луки в Риме. После возвращения в Россию был зачислен на службу в Кабинет его величества, а затем назначен «состоять при Петербургском военном губернаторе для составления фасадов и наблюдения за строениями».
Первые проекты
В эти годы ведущую роль в архитектурной жизни Петербурга играли такие мастера, как А. Д. Захаров (см. ЗАХАРОВ Андреян Дмитриевич) и А. Н. Воронихин (см. ВОРОНИХИН Андрей Никифорович), с ними молодой зодчий еще не мог конкурировать. В 1811 Стасов выполнил проект губернских присутственных мест и проект перестройки дворца Г. А. Потемкина (см. ПОТЕМКИН Григорий Александрович) в Екатеринославе, затем проект памятника-мавзолея павшим в Полтавской битве (см. ПОЛТАВСКАЯ БИТВА), за что в том же году получил звание академика петербургской Академии художеств.
В начале 1820-х гг. на смену Тома де Томона (см. ТОМА ДЕ ТОМОН Жан), Захарова и Воронихина приходит плеяда молодых зодчих, среди которых одно из первых мест по праву принадлежит Стасову. В 1817-21 Стасов перестраивает (бывшее здание Ломбарда, архитектор Ю. М. Фельтен), а фактически возводит заново огромное здание Павловских казарм на Марсовом поле в Петербурге. Подобно Захарову в Адмиралтействе (см. АДМИРАЛТЕЙСТВО) и К. И. Росси (см. РОССИ Карл Иванович) в Главном штабе, Стасов решил проблему архитектурного завершения огромной площади, получившей общегосударственное значение. Одновременно он перестраивает и здание Конюшенного ведомства (1817-23).
Триумфальные ворота
Большую роль в творчестве Стасова играют триумфальные сооружения, после войны 1812 эти постройки становятся главными. До этого большинство триумфальных арок носило временный характер и делалось из дерева. Они быстро ветшали и разрушались. Единственным исключением были московские Красные ворота, построенные Д. В. Ухтомским (см. УХТОМСКИЙ Дмитрий Васильевич). Триумфальными сооружениями Стасова были чугунные ворота «Любезным моим сослуживцам» в Царском селе (ныне Пушкин), Нарвские триумфальные ворота (1827-34; медная колесница - скульптор П. К. Клодт, С. С. Пименов, скульптурный декор - М. Г. Крылов, Н. А. Токарев и др.) и Московские триумфальные ворота (1834-38; скульптор Б. И. Орловский) - одно из лучших произведений зодчего. Монументальные 12-колонные ворота в виде портика дорического ордера сооружены в память победы в русско-турецкой войне 1828-29 гг. (отлиты из чугуна, с медными коваными деталями; высота 24 м, ширина 36 м).
Культовые постройки
В Петербурге Стасов построил два больших собора - Спасо-Преображенский (1827-29) и Троицкий (1828-35), оба стали памятниками архитектуры позднего классицизма (см. КЛАССИЦИЗМ).
Спасо-Преображенский собор был сооружен на месте сгоревшей в 1825 церкви Преображенского полка. Сохранив старые стены, внутреннюю планировку и общую объемную структуру, Стасов создал монументальный крестово-купольный 5-главый храм с мощным 4-колонным портиком ионического ордера (см. ИОНИЧЕСКИЙ ОРДЕР). Деревянный резной иконостас и алтарная сень собора выполнены по его рисункам. Уникальным сооружением является ограда Преображенского собора, где столбы сделаны из соединенных цепями стволов пушек, захваченных в войне с Турцией, а решетка между столбами решена в виде копий (1829-32).
Троицкий собор имеет более торжественный облик. Он представляет собой крестообразное 5-купольное сооружение, украшенное монументальными портиками коринфского ордера и скульптурным фризом, контрастно выделяющимся на гладком фоне стен, в нишах установлены бронзовые фигуры ангелов (скульптор С. И. Гальберг). Сооружен в слободе Измайловского полка, в связи с чем часто называют Измайловским. В 1969 в ограде Троицкого собора был установлен бюст Стасова (скульптор М. Т. Литовченко, архитектор Ж. М. Вержбицкий).
В 1832 по повелению Николая I (см. НИКОЛАЙ I Павлович) Стасов завершает строительство неоконченного собора Смольного монастыря (см. СМОЛЬНЫЙ), построенного великим В. В. Растрелли (см. РАСТРЕЛЛИ Варфоломей Варфоломеевич).
Сооружения в Царском селе, Москве и другие
Выдающимся ансамблем, созданным Стасовым, была усадьба в Грузине, полностью разрушенная в годы Великой Отечественной войны (1815-16; пристань с причальными башнями, великолепная колокольня, чугунный храм, беседки в парке, купол собора, сооруженного еще в 1801 архитектором Ф. Демерцовым).
Много строил Стасов и в Царском селе: Манеж (1819-21), Большая оранжерея (1820-23), Конюшенный корпус (1823), часть интерьеров Царскосельского дворца для императрицы Марии Федоровны (см. МАРИЯ Федоровна (жена Павла I)) и др.
В Москве по проекту (1821) Стасова были возведены Провиантские склады на Красной площади (см. КРАСНАЯ ПЛОЩАДЬ), построенные под наблюдением архитектора Шестакова (строительство окончено в 1835). Это произведение зодчего отличает монументальность, почти полное отсутствие декора, точное образное решение.
Стасов - последний представитель русской классической архитектуры, расцветшей во второй половине 18 и начале 19 вв. Похоронен в Некрополе мастеров искусства. На доме (Галерная улица, 40), где в Петербурге в 1817-30 жил Стасов, установлена мемориальная доска.